Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы 

«Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова»


ENG
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы 

«Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова»


ENG

«Образы духовенства в творчестве Народного художника СССР, академик РАХ А. Шилова»

Виртуальная экскурсия

«Образы духовенства в творчестве Народного художника СССР, академик РАХ А. Шилова»

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать в Московской государственной картинной галерее Народного художника СССР, академика РАХ, Александра Шилова.

img1-2520.jpg

Творчество Александра Шилова основано на лучших традициях классического реалистического искусства. Его выставки более 40 лет с огромным успехом проходят во многих городах нашей страны и после каждой выставки в книгах отзывов оставались просьбы сделать постоянно действующую экспозицию произведений художника. Эта любовь зрителей, дала художнику моральное право обратиться в Государственную Думу с просьбой принять в дар коллекцию лучших работ. Единогласным решением всех фракций Государственной Думы РФ и постановлением правительства Москвы была учреждена именная галерея. 31 мая 1997 года состоялось торжественное открытие галереи. В старинном особняке, построенном в 1829 году по проекту выдающегося русского архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина на улице Знаменка. Это стало истинной демонстрацией народной любви к творчеству художника.

Из года в год Александр Шилов передает в дар галерее и г. Москве свои лучшие работы, сегодня фонды насчитывают свыше 1290 произведений, которые размещены в 22 залах.

В 2003 году было открыто новое здание галереи, так как коллекция картин значительно увеличилась и не вмещалась в старинном особняке. Новое здание построено по проекту архитектора М. Посохина, в стиле классицизм, что создает единый архитектурный ансамбль галереи.

К теме духовенства художник обращается еще 80-е годы ХХ века, и на протяжении всего последующего творчества тема не теряет для живописца важности исторического значения.

Зал № 1.

«В келье. Матушка Паисия». Холст, масло 1988г.

img2-2520.jpg

В 1988 году художник посетил Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии. Он был основан в 1891 году, и с момента его открытия он славится крепостью веры своих насельниц, их кротостью и непрестанным соблюдением устава. Для того чтобы лучше прочувствовать особенности монашеского служения, художник решает временно пожить в монастыре. Там он и пишет этот удивительный портрет

Матушке на картине уже 75 лет, она с раннего детства стремилась к Богу, еще в 15 лет она убежала, из дома, в монастырь, где нашла свое призвание в иночестве.

Монашествующие - это молитвенники за весь мир, они молятся обо всех людях. Вот и художник запечатлел матушку в молитве о всех нас. Искривленные трудолюбием руки, едва прикасаются к Писанию, матушка перебирает деревянные четки, в ее глазах мастер отразил крепость веры.

Художник передал невероятно чистый, гармоничный образ высоко духовного человека

«Перед её интеллигентностью, природным умом, чуткостью я преклоняюсь», сказал А. Шилов о Матушке Паисии.

Уже после смерти монахини насельница Пюхтицкого монастыря Лидия написала художнику в письме: «Вы нам всем оставили мать Паисию такой, какой она была. Спасибо Вам за это».


«Конец августа. Уборы». Картон, пастель 2015г.

img3-2520.jpg

Портретная живопись является основным направлением творчества художника, но в залах галереи вы также увидите натюрморты и пейзажи.

В природе, как и в человеке, художник видит душу. Александр Шилов восхищается тихими, скромными уголками природы, особенно Подмосковья, такими как: Федоскино, Переделкино, Уборы.

Перед нами прекрасный лирический пейзаж «Конец августа Уборы», это произведение выполнено в технике пастели, которая появилась в Европе ещё в конце XV века, расцвет её пришёлся на XVIII век.

Раньше пастель имела вид порошка. Сегодня пастель представляет собой спрессованные мелки без оправы, которые чаще всего имеют форму круглых брусков.

Старые мастера наносили пастель на замшу, но этот способ выработки материала был практически утерян. Поэтому, когда Александр Шилов начал работать в этой сложнейшей технике, он выработал свой способ – нанесение художественного материала подушечками пальцев на наждачную бумагу. Выполнение произведения, таким образом, требует от художника многочасового труда. Вы можете представить, что происходит с пальцами художника? Но Александр Шилов считает, что зритель не должен видеть так называемой «кухни», поэтому весь трудоемкий процесс создания произведения остаётся невидим, а мы любуемся прекрасным гармоничным произведением

Каждый пейзаж художника – это пейзаж-настроение, признание в любви к Родине, к местам близким его сердцу.

Мы не представляем подмосковный пейзаж без церковных куполов. Вот и здесь на дальнем плане мы видим стройную церковь, которая отражается в воде. В этом произведении всё гармонично, природа тиха и безмятежна. Этого добивается художник с помощью изысканных градаций мягкого света, озаряющий все пространство картины. Александр Шилов продолжает лучшие традиции русской пейзажной живописи, таких великих мастеров, как Саврасов, Левитан, Поленов.

«Заутреня». Холст, масло 1991г.

img4-2520.jpg

Образы священнослужителей и монахов занимают особое место в творчестве Александра Шилова. Сам художник говорит: «Священнослужители, прежде всего, люди, и каждый человек несёт свой образ. Деятели церкви чрезвычайно выразительны, живописно привлекательны. Писать их – сложная задача, и очень интересная».

На картине «Заутреня» художник изобразил молодую монахиню, за утренним богослужением, начинающееся еще до рассвета, оно символизирует начало духовного пути.

Монахиня словно светится изнутри. Теплый огонек свечи откликается в ее лице, губы затаились в полуулыбке, взгляд обращен не к нам, а к Богу. Световыми контрастами, Александр Шилов показывает разное состояние героев, во время Богослужения. Обратите внимание на усталые лица позади молодой монахини, они погружены во мрак – молитвенное состояние дается непросто даже опытным монахам.

Простой и лаконичной композицией картины художник, подлинно отражает монашество. Безмятежный, спокойно-приглушенный колорит, созданный мастером, способствует нашему восприятию эмоционального состояния героини. Картина словно приобщает нас к чему-то возвышенному, божественному.

«Молитва». Холст, масло 2008г.

img5-2520.jpg

Религиозная тематика отразилась в творчестве мастера не только в образах служителей церкви, но и в натюрмортах. Величие католического собора и звуки органа вдохновили живописца на создание этого полотна. « Молитва»... название произведения указывает на его содержание. К молитве мы обращаемся в трудные минуты жизни, горя и отчаяния. Глядя на полотно стирается грань между реальностью и произведением. Приглушенный колорит, передает строгость католического собора. Мастер акцентирует внимание зрителей на фигуре Девы Марии, от которой словно исходит божественный свет. Как удивительно написан ее облик, она как живая. Образ, кроток – все говорит о ее сопереживании, понимании. Этой работой А. Шилов призывает нас заглянуть в тайны своей души, и задуматься о вечных вопросах.


Зал № 2.

«Земля наша». Картон, пастель 2012г.

img6-2520.jpg

Создание образов природы, передающих глубокие чувства и настроения человека, его эмоциональное состояние – одна из задач творчества Александра Шилова. Пейзаж «Земля наша» написан в сложнейшей технике пастели.

Природа России всегда восхищала художника, трогая глубинные струны его души. В этом философском произведении, художник размышляет над вековой историей нашей Родины, рассуждает о человеческой жизни.

Обратите внимание, что большая часть композиции произведения отведена изображению пространства земли. Её поверхность изрыта, она хранит свои раны. Красная полоса заката подобна тем страшным событиям, которые пронеслись над нашей страной. Маленькая деревянная церковь и старый погост на дальнем плане, как символ бренности человеческой жизни. Человек приходит в этот мир и уходит из него, а земля и небо остаются.

В пейзаже перед нами проходит образ самой России, нашей исстрадавшейся Родины, которая пережила многое, но сохранила главное – душу.

«Игумен Зиновий». Холст, масло 1991г.

img7-2520.jpg

Служители церкви всегда представляли большой интерес для Александра Шилова. Художник, создавая портреты священнослужителей, ставит себе задачу, мысленно заглянуть в самую суть портретируемого, увидеть, что у него в сердце, в душе.

Перед нами портрет игумена Зиновия - настоятеля мужского монастыря, игумен – служитель Бога, но обратите внимание в его руках необычный предмет для монаха, это скрипка.

До рукоположения, будучи в миру, Зиновий (тогда еще Анатолий Корзинкин) успешно преподавал музыку по классу скрипки. Но любовь к Богу оказалась сильнее и Анатолий принял решение оставить прежнюю жизнь, а вместе с ней и музыку.

Художник раскрывает перед зрителем, всю палитру тревожных человеческих чувств. Через выражение лица игумена мы понимаем, насколько трудно ему сделать выбор между служением Богу и страстью к музыке. Во взгляде Зиновия читается сомнение. Имеет ли он право поддаться искушению и играть или навсегда должен отложить скрипку?

В портрете художник выразил внутренний мир героя: с чувствами, мыслями, переживаниями.

«За монастырской стеной». Холст, масло 1991г.

img8-2520.jpg

Художнику интересны различные образы, типажи и характеры – ведь через них он рассказывает зрителям о судьбах своих героев. Рассказ о разных судьбах продолжает полотно «За монастырской стеной».

Александр Шилов создает чистый, лучезарный образ юности, терзаемый душевными сомнениями. На полотне героиня изображена стоящей у окна, из которого льётся свет. Она будто тянется к нему, к той жизни, которую оставила.

С глубочайшим сопереживанием и невероятным мастерством художник выражает терзания девушки. В её глазах ещё так мало смирения, в них – жизнь. Черты лица героини светятся молодостью, энергией жизни, а контрастирующий с ними приглушённый колорит усиливает это. Тусклый свет лампады не может заменить ярких красок жизни. Со всех сторон она окружена могучими стенами монастыря и чувствует ответственность, которую возлагает на себя.

Мы видим, что частичкой сердца юная монахиня еще где-то в миру, в своей прежней жизни. Какой путь изберёт она для себя? Ведь идя на такой серьёзный поступок, как монашеский постриг, никто заранее не знает, насколько тяжела жизнь за монастырской стеной.

«Матушка Макария». Холст, масло 1989г.

img9-2520.jpg

Светлый, одухотворенный образ, преисполненный внутренней гармонии создан художником в картине «Матушка Макария». Мастеру удалось увидеть и передать на полотне душу, которая стала для него откровением. Монахиня Макария живет в миру - не в монастыре, что является серьезным испытанием для веры человека, ведь здесь полно соблазнов и искушений, перед которыми поможет устоять только истинная и непреклонная вера. Художник написал портрет матушки в канун Пасхи – Светлого Христова Воскресения.

Каждая деталь в изображении несет свой смысл, например, веточка вербы. Это не только атрибут праздника пасхи, но и сравнение внутреннего мира самой матушки с этой веточкой, такого же светлого, нежного и хрупкого.

Лицо монахини необычайно одухотворено – она верна и рада выбранному пути служению Богу. Александр Шилов запечатлел тот момент, когда монахиня на мгновение отрывается от молитвы, но не для того, чтобы помыслить о мирском, а для духовных дум.

Столь достоверно переданный художником образ поразил и саму героиню. Увидев картину, матушка Макария воскликнула: «Сашенька словно подглядывал за мной в приоткрытую дверь, настолько все живо и естественно!».

«Предстоятель Русской Православной Старообрядческой церкви Митрополит Корнилий». Холст, масло 2018г.

img10-2520.jpg

Кого бы ни изображал Александр Шилов на своих полотнах, он пишет то, чем живет его сердце. «Кого бы я ни писал – митрополита, монахиню или послушницу – самое главное для меня написать душу человека, мое сопереживание» – подчеркивает Александр Шилов.

В 2018 году А Шилов создал портрет предстоятеля Русской Православной Старообрядческой церкви Митрополита Корнилия. Выходец из староверческой среды, к вере этот человек пришел довольно поздно, большую часть жизни, проработал инженером на одном из Орехово-Зуевских заводов, несмотря на это он в полной мере воплотил в себе образ дореформенного священнослужителя. У Александра Шилова давно было желание написать его портрет. И вот он результат проделанной работы.

Мы наблюдаем человека очень интересного облика. В образе Корнилия художник воплощает несгибаемое упорство старообрядцев, с которым они отстаивали веру во времена гонений. Взгляд Митрополита пронзительный и строгий, в нем художник отражает тяжелую историю старообрядческой церкви. Длинная седая борода, строгое облачение, минимальное убранство кельи, характеризует его как человека сдержанного. Образ владыки, созданный А. Шиловым проходит сквозь века, в нем воплотилась многовековая история старообрядчества.

«Архиепископ Пимен». Холст, масло 1990г.

img11-2520.jpg

Творчество А. Шилова - высокое, одухотворенное, философское. В каждой работе заключена глубина чувств. Перед нами не просто картина, а целый мир.  Художнику очень точно удается передать, что у человека в душе, потому что для художника истинный талант - это не просто умение передать внешнее сходство, а - понять, что человек прячет глубоко внутри.

Когда Александр Шилов впервые увидел нашего героя, у него возникло ощущение, что перед ним представитель старого священства, времен XIX века. Это портрет архиепископа Пимена.  Он принял монашество в 1943 г. С 1944 года он являлся диаконом. Принял сан епископа в 1955 г.

Обратите внимание, настолько несовременен его взгляд, несовременно его внутреннее состояние.  В его взгляде- пережитки прошлого. В позе героя читается спокойствие и достоинство прожитой жизни.  На общем приглушенном колорите полотна, передающим покой и строгость возвышается эта величественная фигура -   настоящего священника прошлых веков.  Мы видим, как в глубокой психологической характеристике, образно-художественном решении, в колорите А.М. Шилов сопоставляет разные характеры, разный внутренний мир и устремления.

«Монахиня Нина». Холст, масло 2010г.

img12-2520.jpg

Тема церкви неразрывно связана с образом России, ее народом. Нередко А. Шилов встречает своих героев на улице. Вглядываясь в их лица, художник видит и чувствует душу человека, его внутренний мир. Так и героиню этого полотна, монахиню Нину, А. Шилов увидел в самом центре Москвы на Полянке, у храма Григория Неокесарийского. Образ монахини поразил живописца. Ее выразительное лицо, будто из другой эпохи, оно переносит нас в прошлое.

Мы видим простое убранство кельи, где на голых стенах висит, лишь несколько образов. Пожилая монахиня запечатлена во время чтения Евангелия. Её лицо совершенно простое, спокойное. Это лицо всю жизнь трудившегося человека. Живописец создает запоминающийся образ, отличающийся строгой достоверностью и живостью повествования.

Зал № 3.

«Портрет епископа Василия (В. Родзянко)». Холст, масло 1998г.

img13-2520.jpg

Это был чистый, добрый, удивительный человек - так вспоминает Александр Шилов епископа Василия. Еще в юности он эмигрировал с семьей, в Сербию, где прожил долгое время. С началом Второй мировой войны православные христиане подверглись жутким репрессиям. Владыка Василий Родзянко участвовал в сербском сопротивлении и помогал освобождать сербов из концентрационных лагерей. Два года провел в лагерях.

Владимир Родзянко стал епископом, приняв монашеский постриг, с именем Василий, после смерти супруги. Он представлял Русскую Церковь в Вашингтоне. Но на протяжении всей своей жизни, он хранил любовь к родной стране!

Александр Шилов писал портрет епископа, во время его пастырских визитов в Москву, так как большую часть времени епископ жил в Вашингтоне.

В его облике А. Шилов отразил благородство. Художник создал образ человека необыкновенно мудрого, честного, удивительно открытого, именно таким и был епископ в жизни. Он мог беседовать с человеком, столько, сколько человеку было необходимо, никому не отказывал.

Это был кроткий и беззлобный человек, обладавший неимоверной любовью к Родине, был истинным патриотом.

«За Веру и Отечество» (разведчица Великой Отечественной войны Н.В.Малышева, ныне монахиня Адриана, насельница Пюхтицкого подворья). Холст, масло 2008 г.

img14-2520.jpg

Каждый портрет Александра Шилова – это повесть о судьбе человека.

На картине «За веру и Отечество», на первый взгляд, перед нами открывается обычная сцена монашеской жизни: келья, горит лампадка, молодая послушница, нежно прильнула к плечу старицы, на столе Священное писание. Но вот наши взоры приковывает необычный для монашеской кельи предмет – это гимнастерка, увешанная медалями и орденами.

Монахиня Адриана – в миру Наталья Владимировна Малышева. В 19 лет, ушла добровольцем на фронт. Хорошо зная немецкий язык, стала разведчицей, спец задания получала от самого маршала Рокоссовского. Многократно пересекала линию фронта, проводя разведку в тылу врага. После войны 35 лет трудилась в НИИ конструктором двигателей для ракет, под руководством С.П. Королёва. А в 1993 году, приняв монашеский постриг, стала служить в московском подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря.

Пожилая монахиня касается наград и в ее памяти оживают воспоминания. Ведь за каждой медалью своя история: личный подвиг, смерть однополчан, преодоление собственных страхов. Ей не нужно много слов, чтобы рассказать послушнице о своей жизни.

Александр Шилов переносит на холст невероятно чистый и светлый образ матушки Адрианы. Благодаря мастерству живописца мы ощущаем то особое свечение, от образа на картине, которое свойственно лишь сильным духом людям. Именно такой и была матушка Адриана – примером для каждого из нас.

«Пулеметчик Великой Отечественной войны, дьякон отец Николай». Холст, масло 2009г.

img15-2520.jpg

Николай Попович – удивительный человек. Он из той плеяды редких ныне людей, что, пережили ужасы войны. В его роду были и священники, и военные. В 1943 году, имея бронь на Московском авиационном заводе, Николай Попович ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета «Максим». В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды, которым и гордится больше всего.

Родившись в советское время, в эпоху атеизма о. Николай, пришел к Богу уже в сознательном возрасте. В кругу близких людей он любил рассказывать, что в конце концов нашёл свой «узкий путь» к Церкви и Богу. По нему он прошёл тоже, как доблестный воин. Разочаровавшись в партии, он сдал билет, за что его уволили с работы. Позже он устроился церковным сторожем. Его мама говорила: «Коля, ты закончил два института, и пошел в сторожа!», — а он отвечал: «Лучше быть сторожем, чем врать».

Прошло много лет с тех пор, как он сменил военную гимнастерку на рясу. Сам отец Николай говорит: «Победа не в силе, а в Боге». Как тонкий психолог, А. Шилов через глаза героя, его внутреннюю силу раскрывает душу человека. Взгляд у отца Николая особенный. Какая тяжесть воспоминаний в его глазах. Он не отпускает нас, заставляя все глубже и глубже проникать во внутренний мир героя.


Зал № 13.

«Игумен Зиновий». Холст, масло 1994г.




Возврат к списку

Вверх в меню
Купить билет